Щ Е Н К И

ПОЧЕМУ СОБАКА ЛЮБИТ ХОЗЯИНА. КРИТИЧЕСКИЕ ВОЗРАСТЫ.

Щенков фокстерьера выращивали
в изолированных клетках
и кормили при помощи машины.
Периодически каждого щенка выпускали
из клетки для контакта с человеком.
При этом одних "экспериментатор" только
"награждал" ( кормил, поглаживал);
других - и награждал и наказывал;
третьих - только наказывал.
Больше всех к нему привязались
собаки второй группы, и хуже - третьей.
Когда же после этого собак
поместили в одинаковые условия,
различия в отношении к человеку исчезли.
Вывод: развитие привязанности
не тормозится "наказанием".
Группу щенков, с момента рождения
до 14-недельного возраста,
выращивали в вольерах,
в полной изоляции от человека.
Каждого щенка по очереди брали
на неделю в комнату,
а затем отправляли обратно.
Так эти щенки прошли курс
общения с человеком, но
все в разном возрасте.
Через 16 недель всех щенков
помещали в одинаковые условия:
теперь человек присутствовал
в их жизни постоянно.
Оказалось, что оптимальное время
для выработки привязанности к человеку
- до семи недель.
С пятинедельного возраста появляется,
а потом усиливается стремление
избегать контакта с человеком.
Если привязанность не возникает
до 14-недельного возраста,
стремление избегать человека
становится настолько сильным,
что вообще закрывает щенкам
путь общения с человеком.
Чем же обусловлены критические периоды?
Чем определяется их начало?
Очевидно: главное для развития
привязанности, и таким образом,
для формирования первичных общественных отношений
- эмоциональное возбуждение во время
контакта животного с другими
живыми существами.
Значит, для наступления критического
периода нужна, с одной стороны,
зрелость нейрофизиологических механизмов,
обеспечивающих эмоциональные реакции.
С другой - усложнение поведения.
Очевидно в значительной степени
названными факторами и определяется
начало критического периода
для формирования первичных общественных связей.
Каковы же причины его окончания?
Раз эмоциональные реакции
в течении критического периода
приводят к возникновению привязанности,
должен существовать какой-то механизм,
предупреждающий появление привязанности
после окончания критического периода.
Это страх.
Реакция страха возникает
не сразу после рождения.
У щенков, выращенных в полевых
условиях, в полной изоляции,
страх достигает максимума
к 14-недельному возрасту.
Именно этот возраст
и является верхней границей
критического периода у собак.
В первое время страх,
как всякая эмоция, может
способствовать их развитию.
Так у собак "вершина страха"
в незнакомой обстановке приходится
на шестую - седьмую неделю,
но в это время эмоциональные
реакции еще способствуют выработке
первичных общественных отношений.
В естественных условиях окончанию
критического периода способствует страх
перед незнакомыми "чужими" животными,
с которыми по мере роста
все чаще сталкивается животное.
Взрослые животные, как правило,
отталкивают чужих детенышей
(только в первые часы после
рождения собственных детенышей
самка так добра, что принимает и чужих).
По - видимому, реакция страха,
вначале способствовавшая развитию привязанности,
к концу критического периода
становится так сильна,
что предотвращает всякий контакт
и тем самым заканчивает критический период.
Заметим, что когда мышей
выращивают поодиночке,
в полной изоляции, их склонность
к дракам резко падает.
Причем решающую роль играют
первые 20 дней изоляции.

Материал предоставлен
Карташевой В.С.
инструктором- дрессировщиком,
экспертом 2 категории,
зоотехником клуба.

(использованы материалы журнала "Эврика",
1967 год. Издательство " Молодая гвардия")